Моя история: Павел Лебедько |
О том, как развивать способность справляться с жизнью, использовать практику как инструмент и освоить искусство создавать изменения...
«Когда маленькое семечко попадает в почву, то земля не обязана расступаться перед его корешками. Семечку необходимо самостоятельно прокладывать себе путь. Жизнь не обязана быть легкой. Это наша с вами задача — научиться приспосабливаться к жизни и адаптироваться к ее переменам. Это может быть трудно, но, как говорил Милтон Эриксон: «Если вам попалась трудная задача, сделайте ее решение для себя интересным» Научиться выдерживать жизнь, научиться справляться с жизнью, развить в себе соответствующие способности — это очень интересная задача. Ведь именно способность выдерживать жизнь позволяет ей наслаждаться».
Павел Лебедько – врач, коуч, тренер, гипнолог. Автор книг «Самогипноз в картиках», «Практика самогипноза. Прыжок мага». Спикер воркшопа «Стресс: невоможное-возможно».
— Павел, здравствуйте. Вы – практикующий психотерапевт эриксоновского подхода. Тренер, автор собственной методики ХГС, инструктор цигун. Ваши мастер-классы по эриксоновской терапии потрясающе интересны и пропитаны вашим личным опытом, практикой. Как получилось что вы – врач-реаниматолог – стали заниматься всем этим?
— Я всю жизнь в частной практике. Сразу после института. Это интересно, потому что специалист развивается в частной практике, когда у него нет возможности спрятаться за вывеску учреждения и спины старших товарищей. Когда ты лично отвечаешь за то, что будет происходить. Это очень стимулирует. И когда идешь по этому пути, то понимаешь, что дипломы и звания не важны, важно – ты будешь делать результат или нет. А это зависит от твоих навыков. Среди которых коммуникация, умение строить отношения и мотивировать людей занимают первые места. Не зря Милтон Эриксон, гений прошлого века в области психотерапии, говорил: «Я не занимаюсь техниками, я занимаюсь мотивацией». Для того, чтобы быть успешным в частной врачебной практике, очень важно уметь делать это. И я сразу начал изучать различные психологические подходы.
Кроме того, в государстве трансформировалась ситуация в медицине. Сейчас врачи очень зависимы. А в психотерапии ты сам по себе. Твой результат зависит от тебя, от твоего профессионализма, опыта, умения.
И жизнь, и человек — пластичны. А то, что мы привыкли думать лингвистическими структурами, играет с нами злую шутку. Они незыблемы. Например, человека зовут Вася. Мы его и год назад так называли, и сейчас, и через несколько лет будут звать также. Но с утра и вечером это два разных Васи. И развивать в себе способность видеть пластичность этого мира – важно.
По-моему, так жить интересней, приятней, да и прикольней.
— Вы затронули тему мотивации. Это крайне интересно. И как вам наилучшим образом удается это делать? Что лучше всего здесь работает?
— У разных специалистов получаются разные вещи. Мои сильные стороны – заинтересовать, заинтриговать, показать интересное решение, которое увлечет пациента. Я работаю в эриксоновской терапии. И этот подход дает возможность человеку решить свою конкретную проблему довольно быстро. Многие подходы психотерапии предлагают длительный процесс, с погружением человека в травмы детства, где много тяжелой внутренней работы. Это требует времени и сил. Часто люди к этому совсем не готовы и не хотят это делать. Они хотят решить конкретную проблему «здесь и сейчас». И Милтон Эриксон, на чьем профессиональном подходе и основана эта терапия, хорошо в этом разбирался.
— А можно конкретный пример – как это происходит в жизни?
— Такие примеры возникают каждый день. Сегодня с утра у меня на приеме была очень успешная женщина. Сейчас у нее сложный период – развод, нет новых отношений, спад в бизнесе. Еще она занимается бегом, и недавно в первый раз пробежала марафон. Она вспомнила свой разговор с тренером о том, как сделать ноги более «легкими». И мы использовали эту идею – как сделать так, чтобы ее сердце, ее отношений к жизни стало боле «легким». Ей это близко и понятно. Она спортсмен – понимает, что такое «легкие» или «тяжелые» ноги. Она знает, как этого достичь, и главное – понимает преимущества «легких» ног. Для нее это прочувствованный опыт. И в разговоре с помощью метафор мы использовали это. Теперь это будет работать для нее на подсознательном уровне. Постепенно «прорастать» внутри и менять жизнь, ее отношение к жизни, к лучшему.
— Чем эриксоновская терапия отличается от гипноза?
— Этот подход «вырастает» из эриксоновского гипноза. Как таковой формальный гипноз здесь почти не присутствует. Но коммуникация выстроена по законам, которые вырастают из принципов эриксоновского гипноза. Здесь есть целый ряд техник для создания изменений. И если кратко говорить, то суть эриксоновской терапии – в искусстве создавать изменения. Терапевт способен повлиять на человека, создавать благоприятную среду, где легко осуществить положительные изменения.
Этот метод недооцененный, но перспективный. Ему сложно обучаться, так как он не формализован. Невозможно притворяться эриксоновским специалистом – им надо стать. А это возможно только на практике. И Милтон Эриксон – прекрасный пример практикующего человека.
Майндсеты (1) Павла Лебедько:
• Практики цигун и ХГС (практика холистической гармонизации судьбы) – они развивают способность справляться с жизнью
• Жить как практикующий человек, когда вся жизнь пропитана практикой. И следовать за изменчивостью жизни, за переменами внутри и вне себя. Пробовать новое, тестировать, проверять. И наблюдать, что это приносит в твою жизнь. И как твоя жизнь меняется при этом.
(1) Майндсеты (Mindsets) — установки и жизненные настройки, способ мыслить и воспринимать информацию, пропуская ее через свой внутренний фильтр.
— Как этот метод выглядит на практике?
— Мы разговариваем с человеком. И используем все те навыки и способности, которые позволяют создавать изменения. Вместе с человеком ищем, как ситуацию, которая кажется несдвигаемой, можно начать двигать. За счет чего, за счет каких рычагов – мотивационных, естественных и каких-то других. Все внимание уделяется тому, как изменения создаются в жизни этого конкретного человека. И это работает. Людям нравится получать такую помощь. И такие результаты.
— А какие качества должны присутствовать в человеке, чтобы такой подход сработал?
— Должна быть способность интересовать жизнью и людьми. И эта способность может быть как врожденная, так и развитая, «выращенная» в процессе жизни. И жизнь, и человек — пластичны. А то, что мы привыкли думать лингвистическими структурами, играет с нами злую шутку. Они незыблемы. Например, человека зовут Вася. Мы его и год назад так называли, и сейчас, и через несколько лет будем звать также. Но с утра и вечером это два разных Васи. И развивать в себе способность видеть пластичность этого мира – важно.
Для успеха такого подхода нужен интерес. Да и вообще, по-моему, так жить приятней и прикольней. Если такой способности нет, ее надо развивать. А если человек к этому не готов, то, скорее всего, подобная терапия ему не подходит.
— Как, с помощью чего, можно развить в себе такую способность?
— Практика ХГС вся пропитана этой историей. Как пример можно взять простое упражнение «позаботься о части тела». Об ушах, например. Берешь и начинаешь экспериментировать, вопросы себе задавать. А в чем сейчас нуждаются уши, что им нравится, а как еще это можно сделать, а по-другому? Получается такое исследование. Это твой собственный опыт, и он безмерно ценен. Ведь практикующий человек сам узнает законы жизни. Если опять вспомнить Милтона Эриксона, то что дало ему возможность создать такие мощно работающие вещи? Его опыт, его практика. Ведь все то, что он знал, очевидно, он не в книжках прочитал. Он добыл эти знания из взаимодействия с жизнью, с клиентами, со своей болезнью.
— То, о чем вы говорите – исследование – это риск. Это неизвестность. Как научиться справляться с внутренним тремором риска? Особенно вначале.
— Это хороший вопрос. Как идти в неизвестность и чувствовать себя стабильно. Как устойчиво выдерживать состояние неопределенности. Это необыкновенно важное качество. И установка, которую можно интегрировать в свое подсознание. Я осознанно иду в неизвестность, но внутри себя нацелен, что будут происходить хорошие изменения.
Мысль о неизвестности дискомфортна. До тех пор, пока не начинаешь с ней работать. Надо привыкнуть думать, что это правила игры. А ты можешь с этим справиться. И когда это происходит, можно, не будучи крутым психологом или йогином 38 уровня, оставаясь просто человеком, прекрасно с этим жить. Можно нарабатывать в себе устойчивость решать проблемы по мере возникновения. И есть много способов как с этим работать. Одним из таких способов является практика ХГС.
— Вы уже неоднократно упомянули об этой практике. Расскажите о ней подробнее.
— Практика ХГС (холистической гипнотерапии или гармонизации судьбы) построена на древней практике цигун и эриксоновском подходе. Я ее делал для себя, когда столкнулся с тем, что на традиционные практики стало не хватать времени. Мне нужно было что-то придумать, чтобы практиковать. И стали приходить маленькие упражнения по 30 секунд, 1,5 минуты, которые работают. Их становилось больше. Так и родился метод.
Это удобный подход для активного человека в мегаполисе. Человека, который хочет жить полной жизнью и практиковать. К тому же в городе большие нагрузки. И удобно справляться с ними с помощью этой практики.
— То есть с помощью ХГС можно научиться решать свои проблемы и задачи, развивать те или иные способности без помощи со стороны?
— Вполне. Практика помогает продвигаться к целям, заботить о себе, тренировать различные способности. И человек научается многим интересным вещам. Один ученик недавно рассказал историю. Ему надо было купить для мамы лекарство. Оно опускалось только по рецепту, а купить надо было срочно. Он должен был ехать на метро, но уловил внутри себя подсказку — идти пешком. И действительно, по пути оказалась аптека, где ему удалось купить лекарство без рецепта. Так практика помогает находить решения в нерешаемой ситуации
Так как практика связана с работой подсознания, то есть разные вещи - и вполне понятные, и загадочные. Но в любом случае, эффект она дает.
— А как лично вам такой профессиональный опыт помогает в жизни?
— Моя жизнь не отделена от профессии. Я поглощен своей профессией, мне она нравится. Я практикую каждый день. И пользуюсь своими навыками в обычной жизни. Чтобы находить ответы, справляться с вызовами, успешно проходить через разные обстоятельства. Вот практика и помогает: где-то лучше себя почувствовать, что-то исцелить, поддержать, напитаться ресурсами и так далее.
— А ваши дети интересуются таким подходом? И обучаете ли вы их использовать его в жизни?
— Дети пока не проявляют интереса. Пожалуй, только старшая дочь интересуется и иногда использует. Я не обучаю их намеренно. Но им приходится взаимодействовать со мной. А я с ними общаюсь по-другому. Они вынуждены учиться адекватно отвечать на такую коммуникацию. Это для них продуктивно, полезно, развивает.
То, что мои дети не включены в этот процесс, — нормально. Практика вообще не для всех. Всегда практикует небольшой процент людей. И хотя сейчас таких людей становится больше, так как практиковать – модно, многие делают это только внешне. Главное ядро, «соль» практики – это то, что практикующий человек сам изучает жизнь. И практика здесь только инструмент, с помощью которого можно создавать что-то важное для себя. Так поступали все большие Учителя. Конечно, мы обычные люди, но на своем уровне мы можем делать тоже самое.
— Павел, спасибо за такое глубокое погружение – в область бессознательного, смыслов практики и ее применения в обычной жизни. Спасибо, что поделились своим опытом. А скажите, каков ваш способ говорить жизни «ДА!»
— Не знаю. Для меня это что-то невербальное, что выходит за рамки лингвистических структур. Это то, что касается контакта с телом, с реальностью. Это может быть кропотливая работа по принятию непредсказуемости будущего или чего-то другого. Это всегда по-разному. Тем и интересно.
Мы в соцсетях:
![]() |
![]() |
![]() |
Нет комментариев. Ваш будет первым!
![]() |
Добавить комментарий |